Сегодня увидел первый в мире андронный коллайдер своими глазами и даже кажется до сих пор, что это что-то нереальное из картинок из книжек.
Особенно тема коллайдера цепляет, когда неделю целыми днями слушаешь про бизнес, софт, инновации бизнес моделей. Тогда-то разговоры про космос, Вселенную, темную энергию как раз и расширяют внушительно картинку мира.
Сегодня посетили лабораторию SLAC, управляемую Стэнфордом (нас записывали на экскурсию ещё в декабре) – место впечатляет и заставляет задуматься о чем-то неподвластному времени. Несколько фактов ниже:
– Есть проекты лаборатории, которые стоят от миллиарда долларов и служат около десяти лет каждый (такие исследования себе могут позволить только супер богатые страны).
– Сейчас тут 1500 сотрудников.
– 17 лабораторий внутри.
– Андронный коллайдер был самым длинным многие годы (вплоть до открытия Большого Андронного Коллайдера в Церне, Швейцария).
– Изначально его называли “Проект М”, где М соответствовало слову Монстер.
– Он тянется 3 км длины с идеально выстроенной прямотой по вертикали и горизонтали. Если присмотреться вдоль трубы, то есть иллюзия, что ивдно конце трубы, но это не так – человеческий глаз просто физически не способен выдеть вещи на таком длинном растоянии.
– Все эксперименты здесь изучают фундаментальную физику.
– Если вы хотите использовать лабораторию бесплатно – важно сделать результаты исследований открытыми для общественности. Если хотите оставить данные себе – приготовьтесь заплатить суммы от десятков тысяч долларов до миллиона (за эксперимент).
– Всё финансируется через конгресс. Деньги идут сначала на office of science, оттуда на department of energy и уже потом в SLAC.
– Местные исследования помогли получить 3 нобелевские премии.
– Здесь открыли кварки и тау – микрочастицы, с которых состоят самые маленькие части клеток и всей вселенной. За это дали первого Нобеля.
– В какой-то момент коллайдер достиг пика мощности, а все новые исследования были уже не такие же безопасные как для центра живого города. Потому проект и сам коллайдер разделили на 3 части и теперь они изучают не строение клеток (как ранее), а в целом темную материю вселенной. Для этого здесь был создан мощнейший extra laser.
– Extra (xray) laser – первый в мире супер мощный лазер, который может посылать сигналы в черную дыру или же, например, в режиме реального времени фотографировать процесс фотосинтеза в клетках растений. Проект стоит миллиард долларов и дает возможности, которые 30 лет назад казались чем-то невозможным.
– Из других направлений лаборатории – они делают физические и химические реакции, а также разавивают computer science – по большей мере работают с большими данными которые получили в исследованиях (например, обрабатывают снимки космоса).
– Кстати, о космосе – недавно они запустили мощнейший телескоп в Чили, который имеет диаметр линзы в 8 метров и каждые 4 часа фотографирует звездное небо с такой точностью, которая в разы мощнее того, что мы мы способны распознать нашими глазами в небе. Говорят, что теперь они видят как рождаются и гибнут звезды, понимая закономерности, которые способствовали тому, чтобы было до и после.
– А ещё говорят, что сейчас мы знаем только 5% вселенной (то, что видно). Остальное это: 25% темная материя, 70% темная энергия.
– Цитата: Dark matter is like a ghost matter. We don’t know what is it. But we think that this is good and it’s glue of the Universe that connect us and all our particles together.
– Один из самых крутых новых проектов лаборатории – проект LZ Lux-Zeplin. Хотят опустить специальное устройство на глубину 3 км в старую золотую шахту и исследовать наличие темной энергии в нашем пространстве планеты. Проект планируют запустить в 2019-м и если эту энергию найдут, то это будет фундаментальный сдвиг в нашем понимании работы Вселенной.
А вообще наземная часть андронного коллайдера (нижняя на глубине 25 метров) выглядит вот так:
Признаюсь честно – до сегодня я скептически относился в Украине к фундаментальным наукам и порой дискутировал, не зря ли чьи-то теории проедают государственные деньги. Но сейчас я искренне кайфонул и уже не в первый раз за поездку прочувствовал, что дело не только про деньги (хоть про них и тоже) – может быть ещё нечто большее. Искренне верю, что сейчас мы находимся в одном из величайших моментов истории, в котором нас ждет ещё не одно великое открытие на нашем веку.
И это волшебно круто – аж до мурашек по коже.
4 мая 2018. Стэнфорд / Пало Альто.